Вестник Кавказа

Филипп Экозьянц: "Армянский народ зародился в XVI-XVII веках нашей эры"

Филипп Экозьянц: "Армянский народ зародился в XVI-XVII веках нашей эры"

"Вестник Кавказа" начинает серию интервью с известным исследователем истории Кавказа и Ближнего Востока Филиппом Экозьянцем, посвященную развенчанию исторических мифов об этом макрорегионе. Первая наша беседа – о фактах и выдумках, связанных с глубиной истории армянского народа.

- Традиционно идеологи Еревана и диаспоры говорят о том, что армяне – народ с многотысячелетней историей. Существуют ли документальные доказательства этой идеи и как оценивается возраст армянского народа по существующим документам?

- Во-первых, необходимо признать, что так говорят не только в Ереване и в армянской диаспоре. Более того, первые "свидетельства" об этом появились далеко и от современной Армении, и даже от географической области с одноименным названием.

По моему убеждению, армяне не являются отцами концепции собственной древности; мы – лишь ее носители. Истоки нужно искать в средневековой Европе. Начиная с 16 века, европейские элиты тратили огромные усилия на поиски технологий, которые позволяли бы им сохранять власть и завоевывать новые пространства, опираясь при этом не столько на силу своих армий, сколько на внутренние проблемы геополитических конкурентов. Разделения по религиозному принципу оказалось недостаточным для того, чтобы поддерживать и контролировать раскол в обществе. К тому же главный соперник Европы – Османская империя – к тому времени уже нашла формулу мирного сосуществования различных религий внутри одного государства (подобным опытом в известной истории может похвастаться лишь Российское государство). Вот тогда и стали появляться народы, история которых хранилась и переписывалась исключительно европейскими учеными. Все эти вновь созданные народы, за редчайшим исключением, оказались враждебно настроенными и к своему окружению, и друг к другу; а их "история" стала неиссякаемым источником взаимных претензий. Таким образом, народы стали подконтрольными своим создателям.

Армянский народ зародился в XVI-XVII веках нашей эры. Предвестником его появления стали названия физико-географических областей: Большая Армения, Малая Армения, Высокая Армения; жителей этих областей в скором времени стали называть армянами. Ключевым аргументом сторонников концепции "древности" армянского народа является армянский язык, но факты говорят о том, что армянский язык создавался в XV-XVII веках нашей эры, соответственно, и армянский народ появился не ранее этого времени. Следует уточнить, что в словарях XVI-XVII веков слово "народ" не имело того смысла, который мы вкладываем в него сейчас.

Пропаганда армянской "древности" ссылается на тексты, написанные на армянском языке, большая часть которых хранится в Матенадаране и на острове Святого Лазаря. Однако есть большие проблемы с датированием этих текстов не только потому, что сам процесс датирования сложный и не существует методов, дающих стопроцентную уверенность в результате, но и потому, что ни Матенадаран, ни мхитаристы не позволяют проводить независимую экспертизу имеющихся у них рукописных текстов.

"Древнеармянские" тексты сегодня привлекают внимание ведущих специалистов в области датирования, которые имеют все основания предполагать, что все они написаны после второй половины XVIII века и зачастую являются искаженными переводами греческих, латинских и других письменных источников.

- Те же люди, говоря о возрасте армянского народа, ссылаются на существование на территории современной Армении древнего государства Урарту. Являются ли действительно жители Урарту предками современных армян?

- Совокупность строений с сомнительными датировками, называемую сегодня древним государством Урарту, вообще трудно связать с современным миром, а уж с конкретным современным народом так и подавно. Что такое Урарту? Это несколько надписей на камнях, оригиналы которых утеряны или испорчены, это некие названия в "древних" текстах, похожие (по мнению некоторых исследователей) на слово Урарту, и, наконец, обнаруженные археологами строения, которые сами по себе не содержат ни камней с надписями, ни рукописных текстов. Мне кажется, человеку, находящемуся в здравом уме, понятно, что связь между современными армянами и "урартийцами", мягко говоря, "притянута за уши".

- Что, в таком случае, можно достоверно сказать о происхождении армянского народа?

- По моему убеждению, народы – это недавнее изобретение нашей цивилизации. Все сегодняшние народы были населением, естественным образом состоявшим из больших и малых семей. Во-первых, это были подданные различных государей и, таким образом, они были разделены территориально. Во-вторых, это были подданные различных патриархов или иных духовных лидеров, и, таким образом, они были разделены в духовном плане. Кстати, в словарях XVII-XVIII веков армянами называли исключительно религиозные общины.

- И еще один вопрос, теперь о современности, о целостности армянского народа: в чем сегодня состоят различия в интересах и менталитете населения Армении и диаспоры, проживающей как на постсветском пространстве, так и на Востоке и Западе?

- Армянская диаспора неоднородна ни в пространстве, ни во времени. Например, харьковские армяне, которые являлись, в основном, переселенцами из Турции, кардинально отличаются от армян из Армении, Азербайджана и Грузии последней волны эмиграции 1990-х годов. Между этими людьми очень мало общего – если учесть, что потомки переселенцев из Турции почти не говорят по-армянски, то из общего у них осталось лишь вера в "древность" армянского народа. Если же говорить обо всей диаспоре, то каждая волна расселения армян приносила в мир свое понимание армянства, так что армянская диаспора – это очень разношерстная публика, часто с диаметрально противоположными взглядами в вопросах политики, истории, воспитания, образа жизни и так далее. Единственным раствором, который удерживает здание диаспоры от распада, является "древняя история", полная "независимых" армянских царств, без которой армянство стало бы скучным и неинтересным замкнутым мирком, переплетенным чисто практическими связями и интересами.

Я не называю главной образующей идеей армянства "геноцид" потом, что сам "геноцид" является вторичным и происходит как раз от идеи "древности", якобы дающей право на так называемое восстановление государственности. На деле же идея "древности" не дает никаких прав никому, в том числе и армянам, но зато легко превращает близких и родных людей в непримиримых врагов.

Хочу добавить, что, говоря о диаспоре, мы редко говорим об ее огромной части, проживающей в Турции. А ведь потомки тех, кто называл себя армянами 4-5 поколений назад, никуда не делись, они живут в Турции, только моих родственников там более двух сотен человек, о которых мне точно известно. Но отказавшись от исторического вымысла и притязаний на отдельное государство, они в глазах остальных армян перестали быть армянами, перестали считаться частью диаспоры. Есть еще одна, на мой взгляд, главная причина, почему турецкие армяне опасны для всей диаспоры. Она заключается в том, что турецкие армяне помнят и хорошо знают, что мы с турками – родня, самые близкие народы, а когда-то и вовсе были одним целым.

И если уже говорить об исторической справедливости, то прежде всего необходимо переименовать Республику Армения в Республику Южная Армения. Это следует сделать для того, чтобы ни у кого не возникало иллюзий, будто бы армяне Республики Армения выражают мнение армян всего мира.

112990 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября